Newfoundlands of Kazakhstan
Главная Ньюфс-кз Регистрация Вход
Четверг, 25.04.24, 22:06 · Приветствуем Вас, Мимо проходил!
Поиск по сайту

Меню сайта

Посл.фото

Счётчики
Besucherzahler Dating single russian women
счетчик для сайта
с 20.10.2011:
Новостей: 314
Рез-тов выставок: 333
Видеороликов: 148
Фото: 3851
Статей: 108
Ссылок: 118
Собак: 397
Питомников: 42
Комментариев: 21522

с 20.08.2013: Free counters!

Главная » Статьи » Информация к сведению » Собаки и социум

ССВ [10] Канистерапия [11] ПСС [2] Собаки и социум [15]

«Фас» и профиль собачьей жизни (08.10.12 газета "Мегаполис", Алматы)
08.10.2012, 06:02

«Фас» и профиль собачьей жизни

Корреспондент «Мегаполиса» узнала, как сукин сын может стать генералом

Статья
Видео
Share
Текст:  Наталья АНДРЕЕВА   Фото: Олег СПИВАК

Собаки бывают разные: разведчики, миноискатели, связисты, истребители танков, санитарные и ездовые, сторожевые, диверсионные. И даже смертники. Кинологический центр МВД РК и Центр кинологической службы ДВД Алматы находятся на одной территории. Здесь собак делят на две категории: розыскные и специальные. Первые ищут преступников, вторые – наркотики, взрывчатку, оружие и деньги.

Только в этом году собаками ЦКС ДВД раскрыто 23 преступления, изъято 232 кг различных наркотических средств, в том числе 600 граммов героина. А в 2011 году раскрыто 24 преступления, изъято 209 кг наркотических средств, в том числе 3 кг героина.

Генерал Акбар – пёс, дослужившийся до самого высокого звания. 10 лет назад он был самой известной собакой в стране – до сих пор помнят. За 7 лет службы Акбар выследил и поймал десятки преступников. Именно поэтому к его кличке добавилось звание «Генерал». Акбар служил в составе следственно-оперативной группы, дежурившей на 02. Однажды он раскрыл преступление двухлетней давности. Преступник не сознавался, куда дел убитого им человека. А нет трупа – нет дела. Полицейские отрабатывали разные версии. По одной из них, он закопал убитого в подвале своего дома. Когда приехали на место, Генерал Акбар, не теряя ни минуты, нашёл «могилу».

– Упорство, характер, правильная агрессия – всё это было с рождения у немецкой овчарки. А вот навыки брать след – заслуга кинолога, – с гордостью вспоминает Валентин Брюханов, младший инспектор, старшина полиции ЦКС ДВД. – Чтобы воспитать такую знаменитость, нужно много труда, усилий и ежедневных тренировок.

Я – у ворот Кинологического центра. За забором – лай сотни псов. Уже страшно. На КПП встречает дежурный офицер. Выписывает пропуск и ведёт к начальству. Идём мимо вольеров: а оттуда на меня грозно пялятся немецкие овчарки, добродушные лабрадоры, страшные бельгийские малинуа и милые, ушастые щенки спаниеля. Кто-то из них будет сегодня меня кусать – таково задание редакции.

ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СЧИТАТЬСЯ ДРУГОМ ЧЕЛОВЕКА, МАЛО БЫТЬ СОБАКОЙ

Первая собака, полетевшая в космос, – сибирская хаска Лайка. До полёта её звали Кудрявка, но это имя оказалось слишком сложным для произношения и написания на других языках. Лайка прожила на орбите несколько дней. Её изображение нашло своё место на гигантском монументе «Покорителей космоса».

Каждый день для кинолога и его подопечного расписан по минутам. Работа инструктора начинается рано утром. Сначала он должен поздороваться со своим лохматым другом. Покормить, причесать щёткой (ему это всегда нравится), навести порядок в клетке. Ну и почесать за ухом (почти святое)! У каждого кинолога по 2–3 собаки. Я же – пока шла вдоль вольеров – здоровалась со всеми, а их там около сотни! Считается, что привыкнуть к новому человеку собаке нужен хотя бы 21 день. Впрочем, не все разделяют эту точку зрения…

В этих собачьих апартаментах есть место для отдыха, территория для прогулок, миска для корма и плошка для воды. На каждой клетке – табличка с именем. Клички здесь выбирают по заведённой схеме. Каждый выводок соответствует конкретной букве. Например, щенята последнего помёта должны носить кличку на букву «З». Зенит, Зена, Зидан, Зарбазан – так зовут будущих хвостатых полицейских…

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Кинологический центр МВД РК образован в 2002 г., на его территории функционирует Центр кинологической службы ДВД Алматы, который был основан ещё в 1985 году. Здесь ведётся целенаправленная работа по подготовке служебных собак для органов внутренних дел.

Путь к сердцу даже такого полицейского всё равно лежит через желудок. У меня в руках миска с 510 граммами корма. Именно столько – и не граммом больше! В качестве подопытного выбрали немецкую овчарку по кличке Бостон. Он большой и страшный, я его боюсь.

– Он у меня спокойный, без команды делать ничего не будет. – Заверил меня Ержан Ташимов, капитан полиции, оперуполномоченный Кинологического центра МВД РК. – Шестилетний. Из Узбекистана привёз. Бостон – собака для антитеррористических операций…

Зайти в вольер боюсь. Зато Бостон прыгает, радуется и ждёт. Окружающие меня подбадривают и говорят, что он улыбается. От этого мне ещё страшней.

– Собака чувствует, когда её боятся. А бояться нельзя. Нужно, чтобы она чувствовала ваше преимущество над ней. Тогда она будет слушаться, – советует Ержан.

Успокаиваю дыхание. Заставляю себя не бояться. Вхожу. Он сидит, ждёт.

– Держи миску выше! И не опускай, пока он не ляжет, – командует мной его хозяин…

Бостон лёг. Но как только я начала опускать миску – вскочил и начал прыгать. Подняла миску – Бостон понял, что со мной этот номер не пройдёт. И с третьей попытки у меня всё получилось: он молниеносно опустошил миску и вопрошаюше посмотрел на меня: «А где ещё?»

СОБАК ЛЮБЯТ ЗА ТО, ЧТО ОНИ НЕ ХОТЯТ СТАТЬ ХОЗЯЕВАМИ

В Центр кинологической службы ДВД Алматы собак привозят девятимесячными щенками. Им подбирают наставника. Ведь главное в этом деле, чтобы пёс и кинолог сошлись характерами. Собаки, как и люди, могут быть холериками, сангвиниками, флегматиками и меланхоликами. По поведению собаки будет понятно, какую профессию ей выберут. Придётся ли ей брать след, искать взрывчатые и наркотические средства или ловить преступников?

Все хвостатые проходят начальную подготовку и получают основные навыки. Учёба – полгода. «Теоретически» подготовленные собаки учатся применять свои знания на практике. Для этого на территории центра находится полоса препятствий: барьеры и заборы разной высоты, всякие брёвна, высокие лестницы и натянутые проволоки и сетки. Все эти препятствия собака должна уметь преодолевать и с наставником, и без него. Двухлетний Честер на моих глазах пролетел эту полосу без запинки. Хотя кинологи не были уверены в нём: опыт у собак, как и у людей, приходит с годами. Кстати, пенсионный возраст здесь начинается с 8 лет.

При выходе на пенсию их тестируют. Если она ещё на что-то способна, то может послужить ещё немного. Если нет – отдают хозяину-кинологу. Иногда кинолог не может взять собаку себе, ведь этот пёс не сможет сидеть без дела и просто охранять дом, тогда он остаётся в центре доживать.

«Пенсионера» по кличке Кайсар отдали знакомой бабушке, чтобы дом охранял. Хорошего охранника из него, увы, не получилось – не приучен он к этому. Не лаял, на людей не бросался, тихо и мирно спал в будке. Но однажды Кайсар услышал, как за забором началась драка – перегрыз ошейник, перепрыгнул через забор и уложил хулиганов на землю. Он не дал шевельнуться своим «преступникам», пока не приехала полиция. Их он встретил, виляя хвостом. Привык к людям в форме…

Стресс для «лохматого» полицейского – когда меняется хозяин. Если это должно произойти, то примерно за месяц инструктор начинает потихоньку приучать его к новому другу. Только в этом случае всё пройдёт почти незаметно. И они снюхаются.

А нюх для собаки – главное. Он в 10 тысяч раз сильнее, чем у людей. И именно благодаря этой способности раскрываются даже самые запутанные преступления. Для наглядности меня знакомят с бельгийской овчаркой по кличке Шелл. Эту породу специально привезли из Австрии несколько лет назад. Он быстро всему учится, вынослив, сразу привык к нашему климату. Внешность – жуткая. Раньше я таких не видела.

И тут мне дают взрывчатку. А Шелл – специалист по её обнаружению. Шашка – имитатор (небольшой 200-граммовый брикет красного цвета. Я должна его спрятать в одну из машин, пока кинолога и Шелла нет рядом). Собаки, натренированные на поиск взрывчаток, должны обладать устойчивым характером. При нахождении закладки они ни в коем случае не должны их трогать. Всё, что от неё требуется – показать, что задание выполнено (сесть-лечь-вильнуть хвостом). Итак, бомба заложена. Шелл ждёт команды.

– Ищи! – командует кинолог.

 Пёс бросается обнюхивать машины. Обнюхав первую, бежит ко второй и резко останавливается. Молча сел: я нашёл! На поиски ушла минута. Шелл сидел именно там, куда я спрятала «тротил». За это получил в подарок мячик и ласковое похлопывание по спине. Игрушки, кстати, у каждого свои, и у всех они разные. Кто-то любит мячики, кто-то верёвочки, а кто-то мягкие игрушки…

Для собак это игра. А для кинолога – сложная и серьёзная работа. Всё обучение проходит на игровом уровне: сначала собаку учат искать её любимую игрушку, затем игрушку заматывают в ткань, пропитанную имитаторами различных запахов, и только потом собака будет искать наркотики и взрывчатку, как игрушку, которую надо найти…

Лабрадор Хазар натренирован на поиски наркотиков. Мы выбрали из коробки с имитаторами героин. Пахнет он резко и чем-то кислым. Имитатор наркотика представляет собой баночку, в которой лежит подушечка с запахом того или иного наркотика. Они абсолютно безвредны. Открытую баночку ставим в специальные ящики, их расставляют на площадке в полуметре друг от друга. Хазар и его кинолог не видели и не знают, куда и что мы спрятали. Обнюхивая каждый ящик, пёс остановился у ящика с героином и гордо стукнул лапой по крышке.

– Молодец! – закричала я.

В награду Хазар получил мячик. И радостно заиграл с ним. А как же миф о том, что собак, ищущих наркотики, ими и подкармливают? Что собаки становятся наркоманами и просто ищут себе очередную дозу?

– Это неправда. Мы столько усилий прикладываем к обучению собак, столько вкладываем в них своей любви, для того чтобы накормить наркотиком? Нет, нет и нет! Собака, как родной ребёнок, которого мы даже поругать не можем лишний раз, – возмущённо отвечает мне заместитель начальника ЦКС ДВД, старший лейтенант Нургали Ажибаев.

– Руководствуясь этой логикой, мы собак и тротилом кормим? Глупости всё это, – добавил старшина полиции Валентин Брюханов.

Единственное, до чего собаки дотрагиваются, так это до банок в лаборатории, где исследуют запахи, оставшиеся на вещдоках. Правильно это называется одорологическая идентификация. Иногда только благодаря собакам раскрываются самые сложные преступления…

И я иду в лабораторию.

У СОБАК ЛИШЬ ОДИН НЕДОСТАТОК – ОНИ ВЕРЯТ ЛЮДЯМ

Для розыскной службы используются собаки женского пола, потому что кобель пойдёт за сукой, а сука за кобелём – нет.

Меня знакомят с двумя прелестнейшими собаками: лабрадором Холли и бельгийской овчаркой Шанель. Именно они покажут мне, как надо распознавать запахи.

В помещении за стеклом расставляют по кругу банки с разными запахами. Запах, который нам нужно определить, находится в двух банках. Они стоят в 4-й и 7-й ячейках из 10. Третью банку дают понюхать Холли. Пройдя мимо 4 ячейки, она останавливается у 7-й. О! Угадала! Получи за это печеньку.

– Собака обязательно должна пройти весь круг, даже если она нашла нужный запах в начале, – говорит Валентин Брюханов.

Пройдя по кругу ещё раз, Холли остановилась у 4-й ячейки с нужным запахом в банке. Наградили ещё одной печенькой! Справилась! Молодец! Настал черёд Шанель. Она, даже не виляя хвостом и не отвлекаясь на посторонние звуки, сделала своё дело сразу: остановилась у 4-й, а затем у 7-й ячейки. Тоже получила свою награду…

– Нужно поощрять собак за все их заслуги. И тогда они будет стремиться сделать всё лучше и быстрей, – сказал Валентин…

В центре есть собачий госпиталь. В нём находится всё необходимое, чтобы четвероногий друг был здоров. А именно: душ, смотровой и хирургический кабинеты, стационар для особо страждущих, оборудование для физиотерапевтических процедур и родильное отделение. Здоровье хвостатых полицейских здесь под контролем.

ОН НЕ ЛАЕТ, НЕ КУСАЕТСЯ, НО ЕСЛИ НАДО, ТО БРОСАЕТСЯ

Во многих странах есть памятники собакам. Почему у нас нигде нет такого памятника? Разве у нас нет знаменитых собак?

– Мы тоже задаем себе такой вопрос, но не знаем на него ответа, хотя у нас были знаменитые собаки, которым не по одному памятнику установить нужно. Да тому же Генералу Акбару, – с досадой говорит Ержан Ташимов…

Сейчас на территории центра тоже есть знаменитость: уже знакомый мне Бостон. Он отлично обучен навыкам по задержанию преступников. Если пёс начал своё дело, то доведёт его до конца.

Для наглядной демонстрации принесли дрессировочный костюм. Инспектор надевает его на себя, каску – на голову. Привели Бостона. Он спокоен, но когда начали взрывать петарды, стал рваться с поводка за бегущим человеком. Как только кинолог скомандовал: «Фас!», не успела я моргнуть глазом, как Бостон уже запрыгнул на «преступника», повалил и начал таскать кругами по земле.

– Раскручивает, чтобы тот не успел ударить его ножом или выстрелить из пистолета, – объясняет Нургали Ажибаев…

Подбежал капитан и скомандовал, чтобы пёс отпустил «бандита». Инспектор обыскал преступника и под конвоем повёл в отделение. Но хитрый арестант, оттолкнув инспектора, вырвался. Однако далеко убежать ему не удалось. Бостон в молниеносном прыжке сбил преступника с ног. И начал трепать его с ещё большей силой: пришлось сдаться. А ведь этого «безобидного» пёсика я кормила почти из рук с утра…

КАК В МЕНЯ ВОНЗАЛИСЬ ЗУБЫ

В финале моего опыта работы в Кинологическом центре я всё же решилась сыграть роль преступника:

– Пожалуйста, только пусть меня ловит не Бостон, – с мольбой в голосе, попросила я…

Привели знакомого мне Честера. С виду спокойный. Сидит, смотрит по сторонам. Я, не сильно переживая, надеваю дрессировочный костюм. Весит он, кстати, около 30 килограммов. И шевелиться у меня в нём совсем не получалось. Как только Честер увидел меня в нём, сразу начал злиться. Мурашки пробежали по спине, когда я увидела его оскаленные зубы.

– Как только почувствуешь, что он на тебя прыгнул – падай и не бойся, мы рядом, – успокаивал меня Валентин…

Им хорошо говорить: а у меня перед глазами Бостон. И я буду его «добычей»? И тут я услышала команду: «Беги!»

Одним из любимых видов казни Ивана Грозного был «обшить медведно». Осуждённого зашивали в медвежью шкуру и травили собаками. Казнь могла длиться час и приносила большое страдание приговорённому.

Назвать это бегом сложно. Ноги и руки в дресскостюме почти не двигаются, но я бегу. Кстати, бегу наугад, потому что через стекло каски ничего не видно. Каждую долю секунды я жду, что в меня вопьются клыки. Мама-а-а-а!...

Он опрокидывает меня на землю и начинает рвать в разные стороны. От страха даже крикнуть «Фу!» у меня не получилось. Да и бесполезно. Собака верна лишь своему хозяину. Встать с земли я сама не смогла. Точно так же, как и снять этот костюм…

Скажу честно: не помню, больно ли было падать? Чувствовала ли я, как меня кусали? Помню одно: было страшно! Очень страшно. Зато теперь, когда вижу на улице собак – я спокойно смотрю им в глаза и ничего не боюсь…

http://megapolis.kz/art/Fas_i_profil_sobachey_zhizni

Категория: Собаки и социум | Добавил: Barmaleika (09.10.12)
Просмотров: 988
Ньюфаундленды Казахстана © 2011-2024 Используются технологии uCoz